...сделаем ремонт вместе!..

Энциклопедия сельского хозяина

Машины для уплотнения грунтов и дорожных оснований

Катки —наиболее распространенные и простые машины, задействованные в технологии строительства автомобильных дорог. Современные катки должны удовлетворять следующим основным требованиям:

а)       обеспечивать необходимую плотность и ровность поверхности;

б)       возможность регулирования веса катка;

в)      иметь хорошее и легкое управление и большой обзор при движении как вперед, так и назад;

г)       обладать плавностью хода при повороте, трогании с места и реверсировании движения;

д)      иметь одинаковое количество скоростей движения как иперед, так и назад.

Рациональная область применения существующих катков определяется по удельному давлению, скорости перемещения, числу и конструкции вальцов.

По величине удельного давления катки делятся на:

а)       легкие — с удельным давлением менее 4 МПа, массой .'«ООО кг и мощностью двигателя до 20 кВт;

б)       средние —с удельным давлением 4-6 МПа, массой 6000- 10000 кг и двигателем 20-30 кВт;

в)      тяжелые —с удельным давлением свыше 6 МПа, массой (юлее 10000 кг и двигателем более 30 кВт.

Легкие катки применяются для предварительной подкатки оснований, а также для уплотнения тонкослойного песчаного асфальтобетона на тротуарах, велосипедных дорожках и т.п. Средние катки служат для промежуточного уплотнения оснований и покрытий, а также для окончательного уплотнения усовершенст- моиинных покрытий облегченного типа. Тяжелые катки служат <i I н окончательного уплотнения гравийных и щебеночных осно- ипний и асфальтобетонных покрытий.

Технические характеристики котлов

Показатель

КДМ-150

КДМ-1501

КДМ-1502

Базовое шасси

_

КАМАЗ-5511

КрАЗ-6510

 

 

КАМАЗ-55111

КрАЗ-6444

Расход топлива на 100 км

 

27

33

Мощность двигателя, кВт

 

154,4 (210)

150 (200)

(л.с)

 

 

 

Вместимость котла, м3

4

4

4

Допустимая заполняемая

9200

6600

8200

масса, кг

 

 

 

Масса порожнего котла, кг

5800

12400

14850

Масса котла в загруженном

15000

19150

23500

состоянии, кг

 

 

 

Мощность автономного

18

18

18

двигателя Д120, кВт

 

 

 

Расход топлива автономно

4,4

4,4

4,4

го двигателя, кг/ч

 

 

 

Расход топлива системой

6,5

6,5

6,5

подогрева (пропан), кг/ч

 

 

 

Габаритные размеры, мм:

 

 

 

длина

4600

6600

8000

ширина

2500

2500

2500

 

По числу и расположению вальцов катки разделяются (рис.4.14) на:

а)         одновальцовые (рис.4.14, а), а также одновальцовые с поддерживающими вальцами (рис.4.14, б) или колесами (рис.4.14, в);

б)   двухвальцовые с одним (рис.4.14, г) или двумя ведущими вальцами;

в)                                                                              трехвальцовые двухосные (рис.4.14, д);

г)      трехвальцовые двухосные с дополнительным вальцом малого диаметра (рис.4.14, е);

д)      трехвальцовые трехосные с одним или тремя ведущими вальцами (рис.4.14, ж).

4.7.1.                                                                          Катки статического действия

Наибольшее распространение получили пневмоколесные прицепные и полуприцепные катки, у которых уплотняющее воз

действие осуществляется посредством контактного давления, передаваемого катящимися колесами на поверхность уплотняемого материала при многократных проходах по одному следу (табл.4.7).

Таблица 4.7

Техническая характеристика катков статического действия

Показатель

ДУ-26А | ДУ-39Б

ДУ-37В | ДУ-16Г

Тип катка

Прицепной

Полуприцепной

пневмоколесный

Масса катка с балластом, т Масса конструктивная, т Ширина уплотнения, мм

кулачко

вый

9

4,7

1800

пневмо

колесный

25

6

2600

16,2

6,7

2600

25

16,2

2600

         

При уплотнении комковатых связных грунтов эффективно применение прицепных и полуприцепных кулачковых и решетчатых катков.

 

Конструкция прицепных и полуприцепных пневмоколесных катков (рис.4.15) представляет собой жесткую раму 3 со сцепным устройством 1, к которому балансирно присоединены балластные

ящики 2 с пневматическими колесами

  1. При такой подвеске постоянно обеспечивается контакт всех колес с неровной поверхностью. В зависимости от марки используемого тягача прицепные и полуприцепные катки различаются по своей конструкции.

В настоящее время область применения катков статического действия ограничена из-за их низкой, по сравнению с вибрационными катками, эффективности.

4.7.2.                                                                                           Вибрационные катки

 

Во всем мире наибольшее распространение для уплотнения грунтов и дорожно-строительных материалов получили самоходные вибрационные катки. Большинство машин имеет сходную между собой конструкцию, отличаясь в основном внешним видом, комплектующими, конструкцией отдельных узлов и деталей.

На рис.4.16 представлен общий вид вибрационного катка на одноосном тягаче ДУ-62. Рабочим органом машины служит вибрационный валец 1, размещенный на передней полураме 2. Задняя полурама 4, на которой размещена силовая установка 5, кабина и система управления с помощью шарнира 3 может поворачиваться относительно передней на ± 7°.

Таблица 4.8 Техническая характеристика вибрационных самоходных катков ДУ-62 и ДУ-58

Показатель

ДУ-62

ДУ-58

Масса катка, т Мощность, кВт Диаметр вальца, мм Ширина вальца, мм Линейное давление от вальца, кН/м Вынуждающая сила, кН

Скорость передвижения, км/ч: рабочая транспортная

13

95,5

1600

2200

32

150...100

0...6 0... 16

16

95,5

1600

2000

35

150..100

0... 6,5 0... 16

При возведении дорожных покрытий для уплотнения насыпных слоев грунта, нижних слоев асфальтобетонных покрытий и материалов дорожных покрытий применяют вибрационный комбинированный каток ДУ-58, который унифицирован с катком ДУ-62. Отличается он тем, что имеет четыре приводных пневматических колеса с гладкими шинами специальной конструкции, позволяющей равномерно распределять передаваемую нагрузку по всей ширине шины. Таким образом, уплотняемый материал испытывает не только вибрационное воздействие от вальца, но и статическую нагрузку от колес. Техническая характеристика катков приведена в табл.4.8.

Таблица 4.9 Техническая характеристика прицепных виброкатков

Показатель

А8

А12

Масса катка, т Ширина уплотнения, мм Диаметр вальца, мм Мощность, кВт Частота; Гц

8,0

2000

1600

37,7

25

11,8

2000

2000

77

25

В процессе строительства дорог применяются также более простые и дешевые прицепные вибрационные катки с взаимозаменяемыми гладкими, кулачковыми и решетчатыми вальцами. Для привода вибровозбудителя на нем устанавливается дизельный двигатель. Техническая характеристика прицепных катков приведена в табл.4.9.

В Европе наиболее признаны катки специализированной фирмы «BOMAG» (Германия), которая выпускает семейство катков для эффективного послойного уплотнения грунта, щебеночного и гравийного основания, цементогрунтовых, асфальтобетонных и других смесей, служащих покрытием для автомобильных дорог, аэродромов, проездов, спортивных площадок, стадионов.

Эти же катки имеют модификации комбинированных катков с приводными пневматическими колесами с гладкими шинами: BW90AC, BW100AC-3, BVT120AC-3, BW125ACH, BW135AC, BW144AC-2, BW151AC-2.

Фирма «BOMAG» выпускает также широкую гамму катков с кулачковыми вальцами массой от 1200 до 28000 кг и мощностью двигателя от 10 до 200 кВт, прицепные вибровальцы, легкие одновальцовые и двухвальцовые катки, а также виброплощадки.

Не менее известная фирма «WIBROMAX» (Германия) также выпускает самоходные виброкатки как с гладкими, так и с кулачковыми вальцами, тандем-катки и комбинированные. Легкие двойные катки «Duplex»W70, «Duplex»W 100 массой соответственно 700 и 1100 кг, шириной 650 и 750 мм и мощностью двигателя 6,2 и 8,1 кВт; тандем-катки W252 и W253 массой 2500 кг, шириной вальца 1000 мм и мощностью двигателя 22 кВт; катки- тягачи WQ02 и W1802 D/PD массой от 6000 кг до 17300 кг, шириной от 1750 до 2150 мм и мощностью двигателя от 56 до 118 кВт.

Фирма «DYNAPAC» выпускает широкую гамму дорожных машин. В номенклатуре выпускаемой техники значительное место занимают машины для уплотнения дорожных одежд. Это катки-тягачи серии СА с гладким вальцом, техническая характеристика которых приведена в табл.4.10.

Таблица 4.10

Показатель

CA121D

CA151D

CA251D

CA511D

CA301D

СА551

Масса катка, кг

4200

6700

9750

15200

12000

16-100

Диаметр вальца, мм

940

1220

1525

1563

1543

1573

Ширина вальца, мм

1365

1676

2130

2130

2130

2000

Скорость передвижения, км/ч

0-5

0-7

0-10

0-12,5

0-10

0-12,5

Мощность двигателя, кВт

43

53

80

115

113

115

Частота вибратора, Гц

30

40/29

33/30

27/32

33/30

97/32

Техническая характеристика двухвальцовых вибрационных катков фирмы «DYNAPAC» приведена в табл.4.11.

Фирма «DYNAPAC» выпускает также комбинированные дорожные катки массой от 2100 (СС102С) до 20900 кг (СС501С), пневмоколесные катки (СР221, СР271), тяжелые катки с кулачковыми вальцами массой до 22000 кг с навесным бульдозерным оборудованием.

Таблица 4.11

Показатель

СС92

СС102

СС122

СС142

СС222

СС232

СС421

СС501

Масса катка,

1440

2775

3025

3900

7200

7900

10130

16500

Диаметр вальца, мм

550

680

682

802

1120

1120

1215

1527

Ширина вальца, мм

900

1070

1200

1400

1450

1450

1675

2130

Скорость передвижения, км/ч

0-10

0-9,3

0-9,3

0-10,6

0-13

0-13

0-11

0-13

Мощность

двигателя,

кВт

13

20

20

30

53

53

80

157

Частота вибратора, Гц

68

56

56

50

54/70

54/70

47

45

Узнавай первым!