...сделаем ремонт вместе!..

Энциклопедия сельского хозяина

Цветовая окраска жилых ломов

Цветовая окраска жилых ломов (рис. 53) и её сочетания на улице или в соста­ве жилой группы должны выгодно до­полнять окружающую природную среду, где преобладает зелень, за счёт светлых ненавязчивых тонов в виде цельных пя­тен. Оттенки спектра связываются с чув­ственным восприятием температуры по­верхности. Красные, оранжевые, жёлтые цвета ассоциируются с теплом, зелёные, голубые, синие, фиолетые — с холодом. Цвет активно влияет и на настроение че­ловека: красный возбуждает, мобилизу­ет, жёлтый веселит, зелёный и голубой успокаивают, синий и фиолетовый угне­тают.

Цветовые соотношения чрезвычайно разнообразны, но можно выделить три главных вида: по цветовому тону (на­пример, голубой и оранжевый); по насы­щенности (яркий и неяркий); по светло­те (тёмный и светлый). Цветовые соот­ношения могут быть контрастными и нюансными. По цветовому тону контр­астны голубой и оранжевый, красный и зелёный, жёлтый и синий; близки — красный и фиолетовый, красный и оран­жевый, фиолетовый и синий, синий и голубой, голубой и зелёный, зелёный и жёлтый, оранжевый и жёлтый. Харак­тер цветового решения определяется од­ним цветом, доминирующим количест­венно (размерами окрашенной поверх­ности) или качественно (интенсивность окраски). В большинстве случаев доми­нирует цвет стен дома, поскольку свет­ло-серые шиферные крыши невзрачны и имеют относительно меньшую площадь. Чем большую поверхность занимает до­минирующий цвет, тем менее насыщен­ным он должен быть. Однако металличе­ские и черепичные крыши могут иметь интенсивную окраску и быть качествен­но доминирующими. Интенсивность цве­та у больших крыш не должна быть чрезмерной, что может нарушить общую гармонию. Другие цвета по отношению к доминирующему являются лишь сопро­вождающимися .

В окраске стен должны преобладать цвета малой и средней насыщенности. Доминирующими цветами стен обычно бывают ахроматические (белый и свет­ло-серый), светлоокрашенные (жёлтый, охристый, зеленовато-желтоватый), средней интенсивности (оранжевый, кирпичный, голубой). На ахроматиче­ском фоне можно применять яркие свет­лые детали и пятна одного, двух цветов (близкие между собой по световому то­ну); на светлоокрашенном фоне — яркие светлые или насыщенные тёмные дета­ли, близкие к фону по цвету или по теп­лоте; на фоне средней интенсивности — белые или светлые яркие детали, близ­кие по цвету или теплоте к фону. Если применять интенсивный доминирующий цвет, то значительно сокращается воз­можность выбора сопровождающих цве­тов.

Отдельные цветовые тона обладают свойством создавать впечатление удале­ния или приближения поверхностей.

Как правило, тёплые цвета кажутся бо­лее близкими, холодные — удалёнными. Зрительно приближают оранжевый и жёлтый цвета, удаляет синий цвет. Светлые и содержащие синий цвет тона зрительно увеличивают размеры тел, тёмные и содержащие красный цвет то­на их уменьшают. Разбавленные цвета несколько утрачивают эти свойства. Ок­рашивая выступающие и западающие детали и плоскости здания, можно уси­ливать впечатление о его объёмной фор­ме.

Тектоника объёма также выявляется окраской, например, нижнюю, наиболее нагруженную часть здания окрашивают в более плотный неяркий цвет, верхнюю часть — ярче и светлее. Окраска несу­щих и напряжённых элементов (колонн, столбов, балок и т.д.) в более тёмные и насыщенные цвета делает их более за­метными. При решении композиции фа­сада можно выделить главный элемент, связать все элементы воедино, придать уравновешенность, выявить ритм и т.д.

При восприятии архитектуры здания важное значение имеет движение зрите­ля относительно объекта. При прибли­жении к нему достигается последова­тельность в восприятии целого, раскры­тии главного и второстепенного. Пои движении вокруг выявляется соподчи- нённость и своеобразие каждого из фаса­дов и их элементов. Так, при размеще­нии усадьбы на въезде в населённый пункт жилой дом, как правило, обозре­вается с дальнего расстояния. Повышает­ся его роль в застройке. Это должно быть подчёркнуто в архитектурном решении за счёт придания большей выразительно­сти силуэту, применения укрупнённых по размеру окон и других элементов, а также более яркой и контрастной окра­ски стен и деталей. В то же время глуби­на объёмно-пространственного решения издалека воспринимается слабо и не иг­рает решающего значения. Дома, разме­щаемые на пересечении улиц, также мо­гут обозреваться издалека с разных на­правлений и соответственно «работать» сразу несколькими фасадами. Им тоже целесообразно придать большую вырази­тельность, причём ведущим фасадом сделать тот, который виден с главного налравления движения. Наиболее полно воспринимается здание с расстояния, равного 2—2,5 его высотам. Поэтому двухэтажные дома лучше смотрятся, ес­ли их несколько отодвинуть в глубину участка.

При движении по улице последова­тельно воспринимаются несколько фаса­
дов здания. Архитектурное решение бо­ковых фасадов должно способствовать общему впечатлению и дополнять глав­ный, выходящий на улицу. Ему, в свою очередь, необходимо придавать с по­мощью архитектурных средств наиболь­шую выразительность. Обычно это фасад с фронтоном, активная симметрия кото­рого дополняется соответствующим раз­мещением окон, украшенных обрамле­ниями или наличниками, рисунком об­шивки или кладки и т.д. Если дом располагается в глубине участка, улич­ный фасад даёт основное представление о его планировке, размещении главного входа, жилых и летних помещений. По­этому целесообразно, чтобы пространст­во перед домом было свободным, не сле­дует размещать здесь второстепенных построек и высокой зелени, мешающих восприятию здания. Лучше, если про­странство перед домом заполнить низким декоративным садом с газоном. Оси до­рожек и проездов должны, по возможно­сти, увязываться с общей композицией здания, подводя взгляд зрителя к глав­ным элементам его фасада.

Связь дома с плоскостью земли, на ко­торой он расположен, имеет большое значение для общего гармонического впечатления. Ограды, крыльцо, ступени, террасы, вьющаяся зелень делают дом более связанным с окружающей средой, а его архитектурные формы — понятнее человеческому глазу. 

На участке дом воспринимается с ог­раниченных боковых пространств и из глубины сада. Поскольку обозрение все­го объёма затруднено и происходит с близкого расстояния, ведущее значение приобретают отдельные части и элемен­ты — крыльцо, веранда, углы, а также отдельные детали, фактура и текстура поверхностей. Взгляд со стороны сада, как правило, позволяет воспринимать весь объём, но не со стороны главного фасада, а со стороны бокового, окружён­ного зеленью. Этот фасад может решать­ся более лаконично и должен быть рас­крыт в пространство сада, связан с ним окнами жилых комнат, входами, летни­ми помещениями — верандой, лоджия­ми, балконами.

Рис. 53. Цветовые сочетания в окраске жилых домов

Узнавай первым!