...сделаем ремонт вместе!..

Энциклопедия сельского хозяина

Тектоника

Тектоника. Для создания выразитель­ности внешнего облика жилого дома большое значение имеет тектоника. В первую очередь она отражает степень устойчивости конструкций под действи­ем силы тяжести. Поэтому следует раз­граничивать несущие, поддерживающие и несомые элементы, а также ограждаю­щие поверхности. В зависимости от за­мысла они могут быть (по производимо­му ими впечатлению) «тяжёлыми» или «лёгкими», «массивными» или «про­странственными», «статичными» или «динамичными». Например, крыша ста­тической формы, окрашенная в «тяжё­лые» тона, ассоциируется с понятием «кровля». Если она покоится на массив­ных по пропорциям и членениям стенах, то впечатление устойчивости усиливает­ся. Острая же асимметричная крыша, окрашенная в светлые, лёгкие тона со слабо выявленной границей со стеной, производит общее впечатление неустой­чивости. Таким образом, наряду с текто­никой целого образуется тектоника час­тей и деталей здания.

В общем виде можно выделить три ва­рианта художественного освоения конст­рукций: конструктивная тектоника — непосредственное от­ражение конструктивной структуры, на­пример каркаса деревянной веранды, со­стоящего из несущих вертикальных сто­ек, горизонтальных обвязок и перемычек и заполненного ограждающими элемен­тами — остеклением и зашивками; ху­дожественная тектони­ка — художественное отражение принципиальных особенностей работы конструкции, например приёмы, подчёр­кивающие устойчивость каменной сте­ны, напряжения в ней, нарастающие к низу под действием силы тяжести, рас­шивка «под кладку» цоколя, небольшие окна в нижней части стены и более крупные в верхней с лёгким обрамлени­ем вокруг них, «напряжённые» верти­кальные пилястры по углам и в простен­ках и декоративные перемычки над про­ёмами, а в дополнение к этому светлые лёгкие тона верхней части стены и более плотные, тяжёлые нижней её части и цоколя; ложная тектоника, или атектоника, — декоративные формы искажают представления о несущих спо­собностях и напряжениях конструктив­ных элементов, например самостоятель­ная композиция из цветовых пятен и от­делки, которая как бы накладывается на фасад. Характер общего тектонического решения от подчёркнутого реалистиче­ского до преувеличенно драматического связан с общими творческими установка­ми автора и может касаться не только стен здания, но и других его элементов: крыш, опор и т.д.

Разнообразие применяемых в мало­этажном строительстве материалов — кирпича, монолитного бетона, деревян­ных рубленых, каркасно-обшивных и других конструкций — предопределяет различия в тектонике зданий, а также специфику применяемых архитектурно­художественных приёмов. Так, оштука­туривание стен открывает большие пла­стические возможности и позволяет скрыть реальные конструкции или ими­тировать другие материалы, то есть при­менять ложную тектонику. Выразитель­ность отделки повышается за счёт пиг­ментных добавок в штукатурный раствор или покраски поверхностей, а также различных каменных наполнителей, имитирующих природные материалы.

Оштукатуренные поверхности реша­ются в единой цветовой гамме — свет­лых пастельных тонах или белыми. Если при этом не используются природные материалы (камень, дерево), то к основ­ной светлой окраске могут добавляться меньшие по площади участки с контр­
астной яркой окраской (кирпично-крас­ная, ярко-оранжевая и т.д.).

Внешний вид кирпичных стен отлича­ется чётким ритмом швов, а применение лицевого кирпича, особенно фигурного, позволяет получать богатую пластику стены, демонстрируя не только большой выбор приёмов, но и возможность ре­шать задачи тектоники здания в целом (рис. 49, 50). Естественный цвет кера­мического кирпича, тщательно выпол­ненные швы и их рисунок сами по себе обладают большой выразительностью, позволяют оставлять достаточно большие поверхности кладки без дополнительных деталей и украшений. Использование монолитного бетона даёт возможность получать разнообразные по форме по­верхности (в том числе криволинейные), отпечатывать на них текстуру материала опалубки (например, волокна древесины неструганных досок), создавать различ­ные рельефы с помощью матриц и т.д.

Деревянные рубленые стены, имею­щие активный горизонтальный ритм брёвен сруба, предполагают применение архитектурных деталей (обрамления дверных и оконных проёмов, углов и т.д.) крупной формы и выразительного рисунка. Народное зодчество выработало богатое разнообразие приёмов архитек­турного убранства рубленых домов. До­полнительный декоративный эффект со­здаёт текстура древесины брёвен. Поэто­му хорошее впечатление производит покрытие их бесцветным лаком, а в слу­чае покраски — применение тонирую­щих, полупрозрачных красок в естест­венной для древесины тёплой цветовой гамме.

Дома со стенами, обшиваемыми до­ской (щитовые, каркасно-обшивные, из круглого леса), в настоящее время явля­ются одним из наиболее массовых эле­ментов малоэтажной застройки (рис. 51). Для обшивных стен характерно пло­скостное решение, при котором пласти­ческий рисунок достигается в основном за счёт швов, профилировки досок, об­рамлений, проёмов, слезников, отделки деталей с помощью пропильной и рель­ефной резьбы. Подобное оформление может быть очень разнообразным и вы­разительным, поскольку дерево исключительно хорошо поддаётся обработке. Особенностью обшивных стен является общее впечатление от их «лёгкости», связанное с характером используемого материала, и как следствие этого — воз­можность применения широкой гаммы красок: ярких или приглушённых, свет­лых или насыщенных, а если естествен­ная текстура и цвет древесины отлича­ются хорошими декоративными качест­вами, то её покрытие бесцветным лаком даёт прекрасный эффект. Дощатые кон­струкции при умелом использовании хо­рошо сочетаются с кирпичными, оштукатуренными и бетонными элементами.

Объёмно-пространственное и тектони­ческое решение крыш (рис. 52) с на­клонными, зрительно работающими на распор скатами играет значительную роль в формировании облика жилого до­ма. Распор может быть зрительно «пога- шён» за счёт карнизов или поясков, напоминающих нижнюю растяжку в фер­мах. Если здание состоит из двух или нескольких объёмов, то различные ра­курсы плоскостей крыш, их взаимное пересечение обогащает выразительность формы, придаёт ей внутреннюю напря­жённость. При простой прямоугольной форме и при больших размерах боковые скаты крыши имеют маловыразительный вид. Разнообразие формы достигается за счёт применения вальм (треугольных скатов), полувальм (скат не доходит до карниза), устройства шатровых крыш, слуховых окон различной конфигура­ции.

Смещение односкатных фронтонов примыкающих друг к другу объёмов по вертикали приводит к нарушению обще­го зрительного равновесия. Для создания целостного впечатления необходимо придать крышам взаимосвязанную и объединяющую их конфигурацию. На­пример, если скат крыши пристройки опирается на скат крыши основного объ­ёма, создаётся общее впечатление надло­ма силуэта и его неустойчивости. Лучше воспринимается крыша пристройки, опирающаяся на стену основного объёма или являющаяся продолжением ската его крыши.

Рис. 49. Тектоника кирпичного здания: 1-3 - пояски; 4-9 - карнизы

Рис. 50. Тектоника кирпичного здания: обрамление оконного проёма (а, б — кирпичное с железобетонной перемычкой, в — силикатным кирпичом)

Рис. 51. Тектоника дощатых обшивных стен: а — виды дощатой обшивки; б — подшивные доски; в — сочетание дощатых фронтонов с каменными стенами

Рис. 52. Тектоника крыш: а — зрительное погашение распора скатов; б — раз­витая форма вальмовой крыши; в — объединение крыш, смещённых на пол-уров­ня; г — сопряжение крыш пристроенного и основного объёма

Узнавай первым!