...сделаем ремонт вместе!..

Энциклопедия сельского хозяина

Внешний облик жилого дома

Индивидуальные жилые дома строят в основном по проектам, разработанным профессиональными архитекторами. Но застройщик во многих случаях вносит различные изменения в планировочные решения, что приводит к нарушениям первоначальной композиции запроекти­рованных фасадов. Поэтому, приступая к переделкам проекта, полезно ознако­миться с некоторыми общими сведения­ми о формировании архитектурного об­лика жилых зданий. Это позволит избе­жать крупных ошибок, а людям, обладающим развитым художественным вкусом, более осознанно добиваться вы­разительности решения.

Средства формирования архитектур­ного облика жилого дома Здание восп­ринимается как сочетание форм, цветов, участков различной светлоты (тона). Чувство красоты и гармонии появляется, если его объёмно-пространственное, цве­товое и тоновое решения, с одной сторо­ны, и конструктивное и планировочное решения — с другой, взаимосвязаны. В результате появляется ощущение целост­ности всего облика. Чем сложнее форма здания, гамма применяемых цветов и то­нов, его планировка и конструкции, тем больше ярких, новых и неожиданных впечатлений получает зритель. Однако при этом усложняется творческая задача объединения и соподчинения зрительных признаков архитектурного объекта. Поэ­тому, когда дом или усадьба имеют сложную форму, разнохарактерные эле­менты, восприятие всей композиции не­обходимо упорядочить. Достигается это, например, окраской жилого дома и хоз- построек в единой цветовой гамме. Если к деревянному срубу пристраивается по­мещение в кирпиче, необходима обклад­ка всего сруба кирпичом.

Соподчинённость частей достигается за счёт различной активности их общих черт с целью выделения среди них глав­ного и второстепенного (рис. 44). Так, в качестве главного выделяют фасад, обра­щённый на улицу. Архитектурное реше­ние боковых фасадов должно дополнять главный фасад, способствовать единству общего впечатления. При устройстве крупной боковой пристройки её форма не должна противопоставляться главно­му объёму. Желательно обеспечить под­обие силуэтов крыши, однако у при­стройки целесообразно сделать его менее активным.

С другой стороны, небольшие при­стройки — крыльцо, веранда, терраса — могут иметь активную форму и развитые детали, так как по размерам они полно­стью соподчинены основному объёму. В некоторых случаях возникает необходи­мость сделать второстепенный элемент главным. Например, размещение дома длинным фасадом на улицу может со­здать унылый, маловыразительный вид. В этом случае необходимо активизиро­вать его формы: сделать декоративные фронтоны, слуховые окна, крыльцо, со­здать симметричную композицию и т.д.

Даже самые элементарные характери­стики формы оказывают огромное влия­ние на общее её восприятие (рис. 45). Так, в зависимости от соотношения вы­соты и ширины фасада он может произ­водить впечатление статичного (высота равна ширине), динамичного по верти­кали (высота больше ширины), дина­мичного по горизонтали (ширина гораз­до больше высоты). Треугольный фрон­тон в зависимости от пропорций может производить впечатление вертикальной динамики, тяжести или статичности. Ес­ли обе фигуры статичны, их сочетание приобретает общий признак и выглядит более целостным, чем когда фронтон ди­намичен по вертикали, а фасадная стена динамична по горизонтали.

Горизонтальные членения создают впечатление большей ширины фасада, вертикальные делают фасады выше. При членении фасада на две одинаковые ча­сти он теряет вид целостного, так как эти части слишком велики по отношению к целому и поэтому слишком самостоя­тельны. При членении фасада на две контрастно неравные части он вновь приобретает целостность благодаря ярко выраженному соподчинению меньшего элемента большему. Форме придаётся динамичность развития массы от мень­шего элемента к большему. При члене­нии фасада на три одинаковые части его форме сообщается статичность или ди­намичность в зависимости от геометри­ческих характеристик фасада и этих ча­стей. Но в данном случае форма более целостна, чем при членении на две оди­наковые части, так как одна из трёх ча­стей занимает центральное место, а две — боковые места. При членении на две равные части ось симметрии совпа­дает с границей между частями и назы­вается «слепой» осью.

Если центральная часть намного боль­ше боковых, обеспечивается целостность членения формы. И наоборот, уменьше­ние массы осевого элемента ослабляет его значение в форме и усиливает значе­ние боковых элементов. Целостность формы снижается до полного её разру­шения. Членение фасада на четыре и пять частей меняет восприятие её ста­тичности, динамичности, целостности аналогично членению соответственно на две и на три части.

Динамичность форм фасадов и сопод­чинённость масс должна сочетаться со зрительной уравновешенностью относи­тельно воображаемого общего центра тя­жести. Симметричность относительно вертикальной оси «подсказывает» размещение центра тяжести. Поэтому при симметричном фронтоне целесообразно и симметричное или уравновешенное от­носительно оси решение фасадной сте­ны. Если к симметричному фасаду при­мыкает боковой объём, то оба объёма лучше расчленить, отодвинув боковой объём несколько вглубь. Если фронтон крыши асимметричен, для создания рав­новесия фасада необходимо расчленить его на части и элементы, чтобы они уравновешивали друг друга относитель­но центра или оси композиции. Если фасад не уравновешен, он приобретает соподчинённый характер, в таком случае динамика его массы должна быть «оста­новлена» соответствующим решением главного, смежного с ним, фасада. В ка­честве уравновешивающих друг друга элементов фасада выступают отдельные участки стены, проёмы, балконы, лод­жии и т.д. Чем крупнее, активнее по форме, цвету и тону элемент, тем боль­шее значение он приобретает на фасаде.

Общее построение объёмов этажей и крыши определяет главные и соподчи­нённые элементы композиции и создаёт предпосылки для восприятия извне внут­ренней планировки жилого дома. Основ­ные элементы, раскрывающие внутрен­нюю планировку, — входы и окна, а также летние помещения (балконы, лод­жии, веранды). Вход в дом (рис. 46) яв­ляется важнейшим среди них и в боль­шинстве случаев определяет, какой фа­сад главный. Его устраивают или на фасаде, обращённом на улицу и наибо­лее выразительном в архитектурном от­ношении, или на боковом фасаде, но так, чтобы он хорошо обозревался с ули­цы. Вход обычно имеет развитую форму, включает крыльцо, козырёк и в двух­этажных домах нередко сочетается с балконом или лоджией второго этажа. Его выразительность может подчёрки­ваться дополнительными элементами крыши: устройством фронтона слухового окна и т.д.

Окна связывают внутреннее про­странство дома с внешней средой и своей формой, размерами обогащают пластику стены, создавая ритм в общей компози­ции. В одноквартирных домах число окон на фасадах невелико и каждое из них приобретает большую роль в общем решении. Например, размещение трёх окон на симметричном фасаде усиливает центральную ось и целостность общего впечатления, два окна создают «слепую» ось симметрии и фасад воспринимается хуже. Окна зрительно «облегчают» мас­су стены, а объединение нескольких окон общим пятном или рамкой может сделать их ведущим элементом компози­ции фасада.

В архитектурном решении веранд (рис. 47) определяющим является их ос­текление, придающее ритм, лёгкость и раскрывающее внутреннее пространство помещения. Контрастируя с массивно­стью основного объёма, веранда служит подлинным украшением жилого дома. Стены как встроенных, так и пристроен­ных веранд могут выполняться в менее капитальных, чем остальное здание, конструкциях и иметь более самостоя­тельный вид или, наоборот, с помощью общего материала стен сливаться с ним в единый объём.

Балконы и лоджии (рис. 48) соединя­ют внутреннее пространство дома с внешней средой, развитость и лёгкость их архитектурной формы значительно обогащает пластику объёма. Для целост­ности решения их формы увязывают конфигурацией козырьков крыши, наве­сов и т.д.

 

Рис. 44. Приёмы объёмно-пространстмнного решения жилого дома: а - боковая пристройка к дому; б — решение протяжённого фасада

Рис. 45. Композиция и пропорции жилого дома. А. Пропорция фасада: а — динамичный по вертикали; 6 — статичный; в — динамичный по горизонтали; г — фронтон, динамичный по вертикали; д — фронтон статичный; е — фронтон, динамичный по горизонтали; ж — целостный статичный фасад; з — неудачное сочетание пропорций. Б. Влияние чле­нений на восприятие пропорций фасада: а — зрительное уменьшение высоты при горизонтальном двухчастном деле­нии; б — увеличение ширины; в — зрительное увеличение высоты при вертикальном двухчастном делении; г — умень­шение ширины; д, е — соподчинённость двух неравных элементов при вертикальном и горизонтальном членении; ж — «слепая» ось при двухчастном членении; з, и — активизация центрального элемента при трёхчастном делении (з — за счёт симметрии; и — за счёт большей массы). В. Зрительная уравновешенность фасада: а — боковая пристройка при симметричном фасаде; б — асимметричный фасад с динамичной композицией; в — уравновешенный асимметричный фасад

РИС. 46. Входы в дом: а — навес на консолях; б — навес на столбах; в, г, д, е — в виде открытой веранды; ж, з — в виде двухъярусной конструкции

РИС. 47. Веранды: 1 — остеклённая пристроенная; 2 — встроенная в одноэтажный дом

Рис, 48. Балконы и лоджии

Узнавай первым!